В корзине пусто!
![]() |
Еще пару лет назад релизы на виниле в основном выпускали независимые лейблы и альтернативные мейнстриму музыканты. Сегодня Джек Уайт и Black Keys, в первую очередь, анонсируют именно выпуск пластинок, и даже такие звезды поп-сцены, как Тэйлор Свифт и Бейонсе, тоже хотят услышать, как звучит их музыка из-под иглы. Все они хотят печататься в Нэшвилле - самой большой фабрике по производству винила в США.
«Это металлическая матрица, - говорит Джей Миллар (Jay Millar), рассматривая ослепительный серебристый диск в машинном зале завода United Record Pressing, распложенного в пригороде Нэшвилла. - Отсюда все начинается».
Пятьдесят лет назад этот завод выпустил первый в США сингл The Beatles, а затем в 70-80-х годах сотни хитовых пластинок на 33 и 45 оборотов от знаменитой своим фирменным звучанием студии звукозаписи Motown.
|
Сегодня старые станки и не думают останавливаться, выпуская шипящие, жужжащие записи, продажи которых возрождаются. Нэшвилл претендует на звание мировой столицы винила - городская музыкальная индустрия пытается удовлетворять растущий спрос на виниловые пластинки.
|
|
![]() |
|
United Record Pressing - крупнейшая компания по производству винила в США. Она, кстати, расположена неподалеку от Third Man Records - независимого лейбла, основанного Джеком Уайтом (Jack White).
В ближайшей перспективе компания планирует установить 16 новых прессов, которые повысят суточные объемы производства до 60 тысяч пластинок. Джей Миллар не стал уточнять, где именно им удалось отыскать эти машины - производство станков для работы с виниловыми записями позакрывалось в восьмидесятых годах, и конкуренция за оставшиеся производственные мощности колоссальна, ведь спрос на винил быстро растет. Несколько последних станков для выпуска металлических мастер-дисков (штампов для производства виниловых пластинок) купили на аукционе, проводившимся Церковью Саентологии, чьи последователи искренне верили, что лучший способ сохранить выступления своего гуру Рона Хаббарда для потомков - записывать их на пластинки.
|
|
![]() |
|
Слева: заготовки для печати виниловой пластинки, справа - сама пластинка (в данном случае группы Creedence Clearwater Revival)
|
|
После нескольких лет войны аудиоформатов, в результате которой общие продажи физических носителей снизились в два раза, потребители, судя по всему, приняли решение. Спрос на компакт-диски и загрузки MP3 падает, а продажи потокового аудио и винила растут.
«Теперь у нас есть удобный цифровой вариант и высококачественный виниловый, - считает Миллар. - Наше производство работает 24 часа в сутки, шесть дней в неделю, но мы все равно не успеваем за растущим спросом». Вероятно, в этом году (имеется в виду 20105 год) оборот достигнет 6 млн пластинок. Стоить отметить, что в 2007 было реализовано всего около 1 млн виниловых носителей.
|
|
![]() |
|
Мастер-диск помещают в гальваническую ванну, чтобы сделать его противоположность - матрицу
|
|
Аналоговые аудиофилы, как Джек Уайт и Black Keys, уже давно «печатают» свою музыку в Нэшвилле. Однако с некоторых пор к этой компании присоединились и звезды поп-сцены, ранее не отличавшихся особой любовью в винилу, например Тэйлор Свифт и Бейонсе. Спрос со стороны музыкантов настолько велик, что время ожидания производства партии дисков выросло до 12 недель. Звукозаписывающие компании не анонсируют дату винилового релиза до тех пор, пока не начнется печать.
|
|
![]() |
|
Процесс печати двухцветного варианта пластинки Джека Уайта The Lazaretto
|
|
Лидером продаж в этом году стал альбом Джека Уайта The Lazaretto, за первую неделю разошедшийся тиражом в 40 тысяч пластинок. Это рекорд: ни один виниловый релиз так хорошо не продавался с 1991 года. Кстати, продажи этого альбома все еще продолжаются, и, согласно статистике, составляют 2000 в неделю. В студии Third Man Records, расположенной у входа на фабрику United Record Pressing, недавно Нил Янг записал альбом A Letter Home. Там стоит машина для резки винила с King Records, что в Цинциннати, подаренная Джеймсом Брауном; стеклянный шкаф с игрушкой танцующей обезьяны. Одна половина студии покрашена в красный, вторая - в желтый. Между комнатами Third Records курсируют девушки в фирменных желто-черных цветах. Коридоры украшены чучелами животных, одно из которых напоминает яка.
|
|
«На самом деле, это тар,- рассказывает Бен Свонк (Ben Swank). Он и Бен Блеквел (Ben Blackwell) - руководители Third Man Records. Они придумали слоган «Ваш проигрыватель не умер» и предложили прямое абонентское обслуживание, которое предполагает ежемесячную доставку всех новых виниловых релизов. После переезда Уайта из родного Детройта в Нэшвилл в 2007 году лейбл выпустил около 300 записей, преимущественно синглы. «Джек выпускает больше американщины, а Бен и я - рок-н-ролла и панка. В основном тиражируем сорокапятки. Мы стараемся быть спонтанными: получил мастер? Давайте выпускать его!» - комментирует Свонк.
|
|
На студии уже работали Black Keys Дэна Ауэрбаха и Брендан Бенсон. Бен Свонк считает, что Нэшвилл с его исторической связью с кантри становится новым центром притяжения для музыкантов. «Мы не бежим от современных технологий. Просто нам кажется, что использовать ленточный микрофон или аналоговую ленту куда романтичней. С другой стороны, так работать тяжелее, и это наоборот хорошо, потому что добавляет ценности конечному результату».
Успех Нэшвилла может быть связан и с врожденным консерватизмом города. Кантри, например, по-прежнему записывается в классическом восьмитрековом формате, студии записи, работающие с музыкантами на этом оборудовании сегодня кажутся реликтами, пережившими ядерную войну. «Мы находимся в очень крутом месте, - добавляет Суонк. - Люди по-прежнему жаждут индивидуальности».
|
|
![]() |
|
Печать пластинки Radon, альбом No Idea benefit for Quinn Clower
|
|
Но есть небольшое беспокойство, что аналоговое возрождение лишь временное явление. «Все возвращается, но однажды уходит навсегда, - говорит директор VH1 Билл Фланаган (Bill Flanagan). - Если это просто ностальгия или элитная штуковина для хипстеров, не исчезнет ли она в ближайшие 10 лет? Это возрождение может быть последним вздохом уходящей культуры, прежде чем все поглотят облака (потоковые аудиосервисы)».
В то же время спрос на винил не ослабевает. Каждый год в третью субботу апреля проводится Record Store Day - собирается огромное количество людей, желающих выпустить свой релиз. Ругаются, пытаются пролезть без очереди и обвиняют друг друга в саботаже. Производство - узкое место, и очень здорово, что крупные музыканты отмечают высокие продажи виниловых релизов. Физические ограничения пластинки (две стороны примерно по 20 минут каждая) вынуждают возвращаться к формату, утерянному в эпоху 70-минутных компакт-дисков и бесконечного формата iTunes. Крис Мара (Chris Mara), создавший аналоговую студию Welcome в 1979 году, говорит, что если художник хочет создать музыку в формате альбома, он должен вернуться на шаг назад.
|
|
![]() |
|
Печать виниловой пластинки Sarah Jaffe, альбом Don't Disconnect
|
|
Побочный бизнес Мары - восстановление 24-трековых аналоговых магнитофонов - еще никогда не простаивал: «Ко мне приезжают, чтобы сделать запись самым непростым способом. Они хотят сказать себе и своим фанатам - это наша музыка, наш продукт. Мы сыграли каждую ноту в этом треке».
Возникает вопрос: а может ли винил удержаться на рынке и шагать с высокими технологиями нога в ногу? Джей Миллар думает, что внедрение высоких технологий в техпроцесс возможен: мастер-диски, станки, лаки и т.п. «Возрождение произошло. Мы переходим на новый виток. Винил не собирается уходить. Спрос может выровняться в некоторый момент и перестать так быстро расти. Но тут дело не столько в форме, сколько в содержании. Винил будет жить», - заключает он.
|